Почти любой начинающий предприниматель при старте бизнеса начинает общаться с персоналом используя единственный известный ему сценарий коммуникации с другими – дружба/семья. Связано это с тем, что нас ни в семье, ни в школе, ни в институтах практически не учат управлять другими. Поэтому мы используем то, что понимаем и умеем.
Набрав друзей, приятелей и родственников – стартуют бизнес. В начале все выглядит отлично: у всех одинаковый опыт, мы – одна команда, сплоченная против общих врагов, объединенная одной идеей спасти мир/сделать его лучше/заработать миллион.
Все друг другу – друганы.
Атмосфера в компании домашняя.
Корпоративная культура – семейная.
Комфортно и уютно.
Начальник это «друган, который выдает зарплату».
Приоритеты компании – члены семьи.
Собственник со всеми на «ты». Решения доводятся до подчиненных в виде просьб. По мере роста компании задач, стоящих перед ней, и сложность проектов растет.
И тут собственник неожиданно обнаруживает, что это только его проблемы.
Всем остальным нравится проводить время на работе и получать регулярную зарплату. Когда собственник начинает строить персонал и требовать от них роста КПД – он превращается в офигевшего другана. О чем ему возмущенные друганы-коллеги и высказываются.
Еще интересно отношение к экономическим показателям компании со стороны сотрудников. Если у нас прибыль – делим между всеми, мы ж – команда/семья. Если у нас убытки – это твои проблемы, ты же собственник компании и большой босс. Ищи кредиты или иное финансирование.
Как правило, все кончается увольнением членов семьи и набором нового персонала.
Когда уволить членов семьи невозможно без серьезных последствий (жена, брат, сестра и т.п.) – переставляйте их на должности, не связанные с ростом прибыли и эффективности компании. Ставьте туда, где важен свой человек, которому полностью доверяешь: контроль финансовых потоков, контроль персонала, контроль издержек, представительские переговоры и встречи.