#делегируйилисдохнешь
Стили управления персоналом
Приезжает барин в своё имение. На следующий день идёт с управляющим и осматривает свои владения. Идут тропой, которая неожиданно упирается в ручей.
— Слушай, Прохор, — говорит барин управляющему, — к следующему моему приезду в имение сделай так, чтобы мы могли этот ручей посуху перейти — ну какой-нибудь мостик сделай, на худой конец доску обыкновенную брось, но токмо, не порти такой приятной прогулки.

Короче, неделю барин в этом имении побухал и уехал.

Через год опять приезжает, опять делают с управляющим обход, подходят к ручью, а там ничего. Барин вздыхает и, ничего не говоря, заезжает управляющему в ухо. Тот падает, барин молча уходит.

На следующий день барин пошел на охоту, подходит к ручью в болотных сапогах, а там мост расписной. Подзывает управляющего:
— Послушай, Прохор. Как так, год не могли доску кинуть, а тут за ночь сделали, что некоторым и за год не под силу сделать?
— Не было твёрдой команды, барин.
Вопрос к читателям – какой стиль управления персоналом применил барин?

Я выделяю 4 основных стиля управления персоналом в бизнесе:
1. Семейный
2. Авторитарный
3. Деловой
4. Демократический
I. Семейный стиль управления персоналом
Почти любой начинающий предприниматель при старте бизнеса начинает общаться с персоналом используя единственный известный ему сценарий коммуникации с другими – дружба/семья. Связано это с тем, что нас ни в семье, ни в школе, ни в институтах практически не учат управлять другими. Поэтому мы используем то, что понимаем и умеем.

Набрав друзей, приятелей и родственников – стартуют бизнес. В начале все выглядит отлично: у всех одинаковый опыт, мы – одна команда, сплоченная против общих врагов, объединенная одной идеей спасти мир/сделать его лучше/заработать миллион.

Все друг другу – друганы.
Атмосфера в компании домашняя.
Корпоративная культура – семейная.
Комфортно и уютно.
Начальник это «друган, который выдает зарплату».
Приоритеты компании – члены семьи.
Собственник со всеми на «ты». Решения доводятся до подчиненных в виде просьб. По мере роста компании задач, стоящих перед ней, и сложность проектов растет.

И тут собственник неожиданно обнаруживает, что это только его проблемы.
Всем остальным нравится проводить время на работе и получать регулярную зарплату. Когда собственник начинает строить персонал и требовать от них роста КПД – он превращается в офигевшего другана. О чем ему возмущенные друганы-коллеги и высказываются.

Еще интересно отношение к экономическим показателям компании со стороны сотрудников. Если у нас прибыль – делим между всеми, мы ж – команда/семья. Если у нас убытки – это твои проблемы, ты же собственник компании и большой босс. Ищи кредиты или иное финансирование.
Как правило, все кончается увольнением членов семьи и набором нового персонала.

Когда уволить членов семьи невозможно без серьезных последствий (жена, брат, сестра и т.п.) – переставляйте их на должности, не связанные с ростом прибыли и эффективности компании. Ставьте туда, где важен свой человек, которому полностью доверяешь: контроль финансовых потоков, контроль персонала, контроль издержек, представительские переговоры и встречи.
Главный плюс данного стиля управления персоналом – великолепная атмосфера и поддержка. Минус – средняя квалификация и невысокая скорость сотрудников (нет стимулов для развития и повышения скорости).
Рекомендую его использовать, когда компания уже давно на рынке, клиентская база сформирована, позиции крепки и у членов «семьи» нет больших амбиций. Им хочется спокойствия и комфорта, домашнего уюта и вкусных пирожков.
Иллюстрацию про друганов взял из статьи Сергея Котырева (UMI) «Как я пытался дружить с подчинёнными».
II. Авторитарный стиль управления персоналом
Набравшись опыта и разогнав «семью», собственник часто бросается в другую крайность – строит полностью авторитарную систему управления компанией.
Жесткая иерархия сотрудников, почти максимальная закрытость. Решения до подчиненных доводятся в виде приказов и команд. Наученный горьким опытом, собственник максимально дистанцируется от сотрудников и перестает с ними общаться. Такой стиль управления компанией любят также бывшие военные и чиновники.

Главный приоритет компании – результат. Все решения принимаются быстро и единолично собственником. Когда его нет на работе (командировка или отпуск) – компания уходит в легкий анабиоз.

Для сплочения коллектива главной объединяющей идеей становится наличие врага на рынке (догнать и перегнать). Инициатива сотрудников особо не ценится и высказывающие отличные от босса точки зрения, как правило, в скором увольняются. Это приводит к снижению инициативы и квалификации персонала.
Главные плюсы данного стиля управления персоналом – быстрое достижение целей, используя низкоквалифицированный персонал. Минус – ручное управление, тяжелый психологический климат, высокая текучка.
Рекомендую использовать данный стиль в кризисных ситуациях, когда важно выжить или достичь цель с минимум ресурсов.
III. Деловой стиль управления персоналом
Наигравшись в авторитарного босса, поняв минусы жесткой вертикали власти, набравшись нового опыта и решив все же заработать, собственник приходит к деловому стилю. Картинка почти из любого американского фильма про бизнес. Босс – крутой профи, готовый к деловому сотрудничеству. Всех объединяет сформированная собственником миссия компании – нести добро и свет этому миру. Ну, или собрать звезду смерти. Решение может принимать как лично, так и опросив сотрудников.

Главный приоритет компании – результат в виде прибыли. Сотрудники четко понимают свое место и позицию в компании (вплоть до места на парковке и столовой). Для каждого задан четкий KPI (Key Performance Indicators). Зависимость заработной платы от личных результатов и результатов всей компании четко прописаны. Чем больше ты инвестируешь времени в работу, тем ты выше на карьерной лестнице, тем больше у тебя денег. Весь профессионал инициативен и квалифицирован.

Основные темы для общения – бизнес, бизнес, бизнес. На личные темы времени не остается, поэтому разговоры о семейной жизни не поощряются, а иногда и пресекаются. Решения до подчиненных доводятся согласно деловому этикету.
Главный плюс данного стиля управления – максимизация прибыли. Главный минус –трудоголизм, беличье колесо, эмоциональное выгорание.
Рекомендую использовать данный стиль всем, кто еще не заработал свой первый миллион долларов.
IV. Демократический стиль управления персоналом
Заработали много денег и утомились от работы, попали сразу на жирную тему или работаем с нердами (от англ. nerd – зануда, «ботаник» – стереотип человека, чрезмерно глубоко погруженного в умственную деятельность/исследования вместо разумного разделения времени на работу и прочие аспекты общественной и частной жизни) — выбираем демократический стиль.
Все решения принимаются коллегиально, ответственность равномерно распределяется между членами команды.

Приоритетами компании является результат и способ его достижения. То есть важно не просто достигнуть цель, а сделать это оптимальным, красивым, экологичным или каким-то иным способом. Система компании полностью открыта. Постоянные собрания сильно снижают скорость развития компании, но в ситуации с нердами или другими креативщиками, которые обычно придумывают уникальные вещи – это не является критичным фактором на рынке. Компанию объединяет единое виденье развития фирмы.

Персонал высоко квалифицирован и инициативен. Поскольку скорость каравана, это скорость самого медленного верблюда – сотрудников постоянно подтягивают на уровень лучших. Решения до подчиненных доводятся в виде советов, рекомендаций, намеков.
Главный плюс данного стиля управления – идеальная среда для истинных профи. Главный минус — все очень медленно.
Рекомендую данный стиль управления компанией когда основную прибавочную стоимость создают творцы или исследователи.
Стили управления — сводная таблица
Запишитесь на диагностическую консультацию
Расскажу, как вам выйти на миллион чистыми в рублях или долларах (важно — работаю только с собственниками бизнеса)
5000 ₽
стоимость первичной консультации
1 час
онлайн-формат в Zoom